"Педагогическая Лаборатория" Развитие эмоционального комфорта путем сказкотерапии

Территория развития "Маленькая страна"

Развитие эмоционального комфорта путем сказкотерапии

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности (забота о душе. В переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

•профилактическая сказка: сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

1. Функция социализации. Социализирующая функция - приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная. Креативная функция - это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4.      Развивающе – терапевтическая. Развивающе -терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5.      Культурно – этническая.  Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6.      Лексико – образная.  Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

 - Развитие речи

-  Снятие эмоционального и мышечного напряжения

-  Снижение импульсивности и тревожности

-  Развитие навыков взаимодействия

-  Развитие внимания, восприятия, воображения

-  Развитие общей и мелкой моторики, координации    движений

-   Облегчение адаптационного периода.

 В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности включаются во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.   

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает. 

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Дата последнего изменения: 22 Апр 2021 11:10